Как Хелен Келлер управляла самолетом?

В июне 1946 года самолет вылетел из Рима в Париж и пересек Средиземное море. В этом полете не было ничего необычного, кроме одного: на 20 минут полета самолета его пилотом стал один из пассажиров. Пассажиркой была доктор Хелен Келлер, американская писательница, педагог и активистка, которая с детства была и слепой, и глухой.

Хелен Келлер
Хелен Келлер

Хотя многие женщины ее поколения редко — или вообще никогда не летали на самолете, Келлер не впервые была в воздухе. Ее первый полет в качестве пассажира состоялся в 1919 году на съемках биографического фильма «Избавление» о ее жизни.

Хотя Келлер была известна по всей территории Соединенных Штатов к тому времени, когда ей было 16 лет, и по всему миру к тому времени, когда ей было 24, некоторые люди все еще сомневались, что слепой и глухой человек может успешно общаться со слышащими людьми или окончить колледж — и то, и другое Келлер уже достигла.

Продюсеры “Избавления” хотели, как они объяснили, “показать, как она делает все то, что делают [трудоспособные] люди», включая «сцены, в которых она одевается сама, просто чтобы показать публике, что она может, и в которых она спит, чтобы доказать любопытным, что она закрывает глаза». А поскольку самолет, все еще новая технология в то время, был в моде, продюсеры решили, что Келлер тоже должна летать.

Рекомендуем:  Противостояние Горбачева и Ельцина. Как Ельцин СНГ создал вопреки желанию народа

Хотя Келлер знала, что включение этой сцены в якобы биографический фильм абсурдно (и она часто ссорилась с продюсерской командой, когда находила их сценарий нереалистичным), она была в восторге от возможности летать.

Кинохроника рассказывала об этом событии так: Сама Хелен Келлер никогда не боялась физических действий. В детстве она научилась нырять в океан с веревкой вокруг талии, привязанной к столбу на берегу. Ей нравилось кататься на санях, спускаясь по крутым склонам Новой Англии. И она также знает, что если это послужит пробуждению общественного интереса к способностям слепых, то почти все, что она может сделать, чтобы привлечь к себе внимание, будет оправдано.…Хелен находится в воздухе уже полчаса и говорит, что чувствует больше физической свободы, чем когда-либо в своей жизни.

По мере совершенствования летной техники Келлер находила все больше возможностей ощутить эту физическую свободу. В 1931 году она была пассажиром длительного рейса из Ньюарка, штат Нью-Джерси, в Вашингтон, округ Колумбия, 200-мильного (322 км) путешествия, кульминацией которого стала встреча с президентом Соединенных Штатов. “Нью-Йорк Таймс” освещала этот полет, сообщая, что Келлер сравнила самолет с «большой грациозной птицей, плывущей по бескрайнему небу».

Рекомендуем:  Василий Зайцев: возможно лучший снайпер Красной Армии
Хелен Келлер

И это возвращает нас в 1946 год, когда Хелен Келлер сама пилотировала самолет.

Келлер и ее спутница Полли Томсон, которая переводила речь Келлер другим и разговаривала с Келлер, путешествовали по Европе (а позже по Индии, Африке и Ближнему Востоку) от имени Американского фонда помощи слепым за рубежом. Когда маленький самолет пересек Средиземное море, Келлер взяла на себя управление.

Позже она расскажет эту историю шотландскому репортеру. Ей знаками передали инструкции пилота, и Келлер, сидевшая в кресле второго пилота, взяла управление на себя.

Экипаж самолета был поражен ее чувствительным прикосновением к элементам управления. Никакой тряски или вибрации не было. Она просто сидела там и вела самолет спокойно и размеренно.

Хотя в новостях этот полет рассматривался как чудо, Келлер — не единственный слепоглухонемой человек, управлявший самолетом. Например, в 2012 году 15-летняя Кэти Инман (которая, как и Келлер, в основном использовала тактильный язык жестов для общения) пилотировала самолет во Флориде. Летный инструктор помогал ей при взлете и посадке, передавая управление, когда самолет выровнялся на высоте 2600 футов (около 792 метров).

Рекомендуем:  Крестьянские письма царю: забытая русская традиция

Скептицизм в отношении способностей слепоглухих людей не закончился при жизни Келлер. Тем не менее, ее репутация писателя, коммуникатора и активиста (а также пилота) помогла снять социальное клеймо, связанное со слепотой, которая в начале ее карьеры часто ассоциировалась с венерическими заболеваниями.

До Келлер слепота была запретной темой для женских журналов; когда она стала публичной фигурой, даже «Дамский домашний журнал» опубликовала свои работы о слепоте и инвалидности. Теперь, когда Келлер писала книги, читала лекции и управляла самолетом, общественное невежество в отношении слепоглухих уже не могло оставаться незамеченным.

Оценить запись
Поделиться
Добавить комментарий