Любовь Орлова: её обожала вся страна

Любовь Орлова
Любовь Орлова

Любовь Орлова была, пожалуй, самой гламурной и популярной актрисой советского кино. Обладательница ярких глаз и блестящих зубов, высоких скул и тонкой кожи, Орлова была подтянутой и привлекательной женщиной, излучающей буйное здоровье; когда она пела и танцевала, ее улыбка была неотразимой, а харизма — непревзойденной.

Любовь Орлову считают воплощением идеальной советской женщины 1930-х годов, обычно представляющей девушку скромного происхождения, которая достигает высокого положения в обществе благодаря неугомонной напористости, упорному труду и оптимистичной вере в светлое будущее.

Происходя из старинной русской аристократической семьи, Орлова даже могла похвастаться детской фотографией рядом со старым графом Львом Толстым в его имении в Ясной Поляне. Окончив Московскую консерваторию в середине 1920-х годов, она активно выступала на сцене с 1926 по 1934 год. До конца жизни она играла в музыкальных спектаклях на сцене Московского музыкального театра имени Немировича-Данченко.

Орлова играла почти исключительно в фильмах, снятых ее мужем, Григорием Александровым. В начале 1930-х годов Александров ездил в Америку в качестве ассистента Сергея Эйзенштейна и работал над неоконченным фильмом «Да здравствует Мексика!». Считается, что он был особенно впечатлен развлекательным качеством продукции голливудских студий, в частности, сложными и пышными хореографическими постановками Басби Беркли.

Вернувшись домой, Александров занялся разработкой специфического жанра советского мюзикла — сочетания развлечения и идеологии. Его жена, бойкая блондинка Любовь Орлова, стала главной звездой этих музыкальных комедий, побив все рекорды популярности в 1930-е годы.

Другими более или менее постоянными членами команды были композитор Исаак Дунаевский, автор некоторых наиболее известных популярных мелодий того времени, а также лирик Василий Лебедев-Кумач.

В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова дала такое множество концертов, как перед фронтовиками, так и в тылу, что их невозможно и сосчитать
В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова дала такое множество концертов, как перед фронтовиками, так и в тылу, что их невозможно и сосчитать

Впервые Орлова снялась в фильме «Веселые ребята» (1934), где ей была отведена второстепенная, хотя и важная роль. Главную роль здесь сыграл водевильный актер Леонид Утесов, который предстал в образе крымского пастуха, ошибочно принятого за известного музыканта. Комедия ошибок начинается в санатории, где высококлассные москвичи очарованы беспечным отношением, царящим в деревенской атмосфере. Главный герой в овчинной шапке играет на своей дудке, поет и танцует в окружении животных и веселых крестьян. Череда путаниц приводит Утёсова в столицу, где он, опять же по ошибке, оказывается на сцене музыкального театра и дает блестящий спектакль с Орловой в роли главной звезды, торжествующей в новом сценическом шоу.

Рекомендуем:  Абдул Ахад Мохманд. Афганский летчик - космонавт

Орлова попала в центр внимания только в следующем фильме Александрова — «Цирк» (1936). Здесь она играет ослепительную Марион Диксон, белокурую американскую артистку. В первых сценах она едва успевает убежать от толпы разъяренных белых американцев, которые хотят линчевать ее за то, что она родила чернокожего мальчика.

Далее Марион Диксон приезжает в Москву несколько лет спустя в составе гастролирующего цирка, работая под началом немецкого менеджера Кнейшица. В Москве она влюбляется в советского мужчину, но подвергается шантажу со стороны Кнейшица, который угрожает раскрыть ее тайну — существование чернокожего ребенка. После противостояния немца и русского все разрешается благополучно. В финальной сцене все зрители цирка поднимаются и поют в поддержку Марион Диксон, обнимая чернокожего ребенка, который воскрес и обрел новый дом, безопасный и надежный.

Помимо запоминающейся музыки (включающей одни из самых популярных советских песен всех времен) и впечатляющей хореографии некоторых танцевальных номеров, фильм распространяет важные идеологические идеи: он провозглашает превосходство коммунизма над капитализмом, указывает на то, что Советский Союз преодолел расизм, подчеркивает антагонизм между социализмом и фашизмом и представляет СССР как приют мечты для жертв социальной несправедливости во всем мире.

Рекомендуем:  Фаррухру Парса

Фильм «Волга-Волга» (1938) был снят в разгар сталинских репрессий; некоторые из тех, кто работал над фильмом, попали под каток этих чисток, их вклад так и не был отмечен. Тем не менее, считается, что «Волга-Волга» был любимым фильмом Иосифа Сталина и частично был снят под его личным руководством.

Как и «Веселые ребята», это снова история превращения из бродяг в богачей. Любовь Орлова (игравшая здесь вместе со звездой советского кино Игорем Ильинским, ветераном театра Мейерхольда) играет роль Петровой, письмоносицы из маленького городка Мелкореченска, которая отправляется вверх по реке, чтобы добраться до столицы и успешно противостоять бюрократам, возглавившим любительский театр.

Являясь хорошим примером советской пропаганды, фильм подвергался критике за преувеличенное и идеализированное изображение жизни маленького городка.

Следующий фильм Александрова/Орловой, мюзикл «Светлый путь» (1939), считается воплощением сталинской героизации. Это еще один социалистический сюжет типа «Золушки»: Таня Морозова — простая ткачиха на подмосковной текстильной фабрике; она становится ударницей труда и попадает в Кремль, где ее награждают высшей советской медалью — орденом Ленина; затем товарищи направляют ее учиться на инженера. На вершине своего восхождения она избирается членом Верховного Совета.

Любовь Орлова среди моряков. Военно-морской госпиталь № 44 (сочинский санаторий "Золотой колос")
Любовь Орлова среди моряков. Военно-морской госпиталь № 44 (сочинский санаторий «Золотой колос»)

Вторая мировая война стала причиной значительного простоя в работе Орловой, наложив на нее восьмилетний вынужденный перерыв в карьере в то время, когда она была наиболее активна. После войны, когда ей было уже за сорок, она снялась в фильме «Весна» (1947) вместе с титаном советского кино Николаем Черкасовым. В «Весне» Любовь Орлова сыграла двойную роль: с одной стороны, она — ученый Ирина Никитина, а с другой — актриса Вера Шатрова, которая должна была играть персонаж, созданный по образцу Никитиной. Фильм, призванный развлекать, разворачивается в роскошных интерьерах, далеких от мрачной послевоенной советской действительности.

Рекомендуем:  Крестовый поход Людовика IX

В биографическом фильме 1952 года о русском композиторе Глинке, в котором пианист Святослав Рихтер сыграл роль Ференца Листа, зрелая Орлова появилась в роли жены музыканта. Это была ее предпоследняя роль в кино, поскольку в предыдущем году она снялась в роли второго плана в еще одном музыкальном байопике, на этот раз о композиторе Мусоргском, а в 1949 году — в военной драме «Встреча на Эльбе» (1949).

Через несколько лет после ухода Орловой из кино была предпринята попытка повторить и продолжить ее харизматическое присутствие, хотя и с меньшим успехом. В ранней музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) снялась Людмила Гурченко, которая должна была стать преемницей Орловой. Но хотя Гурченко стала ведущей советской звездой, она так и не достигла популярности Орловой.

Любовь Орлова работала в театре до самой смерти в 1975 году. Она пережила Александрова, который незадолго до своей смерти снял байопик, посвященный ее памяти. Ее могилу на Новодевичьем кладбище Москвы до сих пор посещают поклонники.

Оценить запись
Поделиться
Добавить комментарий