Нонна Мордюкова: одна из лучших актрис XX века

Нонна Викторовна Мордюкова
Нонна Мордюкова

Нонна Викторовна Мордюкова — одна из самых популярных актрис советского и российского кино, яркая, цельная и искренняя личность, она стала знаковой фигурой в современном российском киноискусстве. В своих ролях она воплотила лучшие черты целых поколений сильных русских женщин.

Ее крепкая внешность, решительные манеры сделали Нонну Мордюкову типичной русской актрисой. За свою карьеру, длящуюся более полувека, она сыграла в нескольких душераздирающих драмах военного времени, стала символом русских крестьянских женщин и стала считаться одной из лучших женщин-комиков.

Она одинаково подходила как для сложных драматических ролей, так и для комедий. Мордюкова стала восприниматься как воплощение «русскости», какие бы множественные значения ни вкладывались в это понятие. Неудивительно, что многие фильмы, в которых она снималась, были литературными экранизациями романов ведущих российских и советских авторов, таких как Лев Толстой, Иван Тургенев, Алексей Толстой, Владимир Тендряков, Анатолий Рыбаков, Евгений Долматовский и Юрий Нагибин.

Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в многодетной семье в казачьей станице Константиновская Донецкой области Украины. Детство Нонны прошло в поселке, где ее мать работала председателем колхоза. В 1946 году Нонна Мордюкова поступила на актерский факультет ВГИКа и училась у Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

Она дебютировала в кино в возрасте 23 лет в экранизации 1948 года классического романа Александра Фадеева о войне «Молодая гвардия». (1948). Это история группы молодых людей, которые организуют подпольное сопротивление против немецко-фашистских захватчиков. Режиссером фильма выступил Сергей Герасимов, а Мордюковой была доверена главная женская роль Ульяны Громовой, любимого образца для подражания советской молодежи того времени. В фильме также дебютировал 20-летний Вячеслав Тихонов. Пара поженилась в том же году, но через 13 лет развелась.

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов
Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов

Эта роль сразу же поставила ее в авангарде молодого поколения актеров. С самого начала она привлекала внимание своей необычной внешностью, словно задуманной скульптором-модернистом: крепкая крупная женщина с грубым лицом, способным отображать гораздо более широкий спектр чувств, чем обычная симпатичная женщина-актриса. За эту роль она была удостоена Государственной премии СССР.

Еще одним успехом стал фильм Михаила Швейцера «Чужая родня» (1955), где она с большой правдивостью народных интонаций и деревенских манер сыграла роль Стеши Ряшкиной. Фильм стал знаковым событием в кинематографе 1950-х годов и в жизни Нонны Викторовны.

Рекомендуем:  Танковый таран: опасная тактика, которую использовала Красная Армия для победы над немцами

В целом ряде ролей, в том числе и эпизодических, и вместе с тем запоминающихся, ярких и напряженных, развивался актерский талант Нонны Мордюковой: тема простой и сильной женщины нелегкой судьбы.

Ее роли вдохновили драматурга Будимира Метальникова написать для нее «Простую историю» (1960) (режиссер Юрий Егоров). В этом фильме Мордюкова сыграла одну из лучших своих ролей — молодой вдовы Саши Потаповой, на которую в одночасье сваливается бремя председательства в плохо работающем колхозе. Актриса передала драматизм и тяготы «светлого пути» от простой колхозницы до председателя, горечь безнадежной любви и преображение души, обретение достоинства.

Нонна Мордюкова часто снималась в фильмах о войне, таких как эпопея Сергея Бондарчука о Второй мировой войне «Они сражались за родину» (1975), основанная на романе Михаила Шолохова, где она играла вместе с Василием Шукшиным, Вячеславом Тихоновым, Евгением Самойловым, Лидией Федосеевой-Шукшиной и Иннокентием Смоктуновским.

Кадр из фильма "Они сражались за родину"
Кадр из фильма «Они сражались за родину»

Наиболее частая работа Мордюковой — с режиссерами Алексеем Салтыковым и Николаем Москаленко, в драматических фильмах которых она регулярно играла главную или ключевую роль второго плана. Однако ее впечатляющая фильмография показывает, что, хотя у нее и была возможность поработать с целым созвездием лучших советских режиссеров, обычно это был только один проект. Нет ни одного известного режиссера, с которым у нее были бы постоянные рабочие отношения.

После ее работы у Герасимова в «Молодой гвардии», она снялась в последнем фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василии Бортниковой» (1952). Другими однократными работами с известными режиссерами были работа с Михаилом Швейцером в «Чужой родне» (1955), Львом Кулиджановым в фильме «Отчий дом» (1959), Андреем Кончаловским в тургеневской экранизации «Дворянское гнездо» (1969), Григорием Чухраем в «Трясине» (1978) и Николаем Губенко в «Запретная зона» (1988).

Она сыграла только один раз в фильме Никиты Михалкова, который построил свою деревенскую комедию-драму «Родня» (1981) полностью вокруг личности актрисы, которая к тому времени зарекомендовала себя как воплощение русской крестьянки.

Некоторые из разовых совместных работ Мордюковой были с известными комедийными режиссерами, которые наилучшим образом использовали ее таланты.

В двух из этих комедий, гротескного абсурдистского скетча «Тридцать три» (1965, режиссер Георгий Данелия) и романтической революционной повести «Гори, гори, моя звезда» (1969, режиссер Александр Митта), ширококостная Мордюкова играла в паре с невысоким и полным Евгением Леоновым, еще одной советской комедийной звездой. Само несоответствие их внешности создавало комический эффект, еще более усиленный последующей сменой традиционных гендерных ролей.

Рекомендуем:  Почему КГБ удалось проникнуть в США гораздо успешнее, чем ЦРУ в СССР?

В качестве ведущей комической актрисы Мордюкова великолепно сыграла роль управляющей домом, ключевую роль второго плана в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968), который считается самой популярной советской комедией всех времен. Здесь она играла вместе с ведущими комедийными звездами Юрием Никулиным, Анатолием Папановым и Андреем Мироновым. Десять лет спустя Гайдай снова поставил ее в пару с Папановым для своей экранизации комедии Николая Гоголя «Ревизор» «Инкогнито из Петербурга». (1977).

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Эльдар Рязанов, другой ведущий советский комедийный режиссер, также использовал Мордюкову на ключевую роль второго плана. В его горько-сладкой тюремной комедии «Вокзал для двоих» (1983) она сыграла вместе с Людмилой Гурченко, Олегом Басилашвили и Никитой Михалковым. Фильм, который посмотрели миллионы людей по всему Советскому Союзу и который является одним из самых популярных фильмов 1980-х годов, был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1983 году.

Роль Клавдии Вавиловой в фильме Александра Аскольдова «Комиссар» (1967) — самая запоминающаяся работа Нонны Мордюковой. Однако трудно судить, в какой степени это повлияло на ее карьеру, поскольку фильм, снятый в 1966 году, был «положен на полку» и вышел на экраны только в 1988 году. К тому времени Мордюковой было за шестьдесят, и она снялась более чем в двадцати других фильмах. Широкое признание критиков за то, что, вероятно, является ее лучшей ролью, пришло слишком поздно, чтобы оказать какое-либо влияние на ее репутацию как актрисы.

«Комиссар» был впечатляющим первым (и единственным) фильмом Александра Аскольдова, чья карьера была разрушена отложением этой дебютной работы. Сценарий этого авангардистского проекта был основан на рассказе 1934 года «В городе Бердичев» Василия Гроссмана, а музыку написал Альфред Шнитке.

Действие фильма происходит во время гражданской войны (1918-1920). Нонна Мордюкова — Клавдия Вавилова, крепкий и шумный комиссар Красной Армии, которая случайно забеременела. Она слишком занята борьбой, чтобы даже заметить свою беременность, а когда замечает, уже слишком поздно делать аборт. Вынужденная рожать, Клавдия остается на последних неделях беременности на попечении бедной еврейской семьи, пока бушует война снаружи. Присутствие Вавиловой подвергает непосредственной опасности большую семью Ефима Магазанника (Ролан Быков), и их отношения напряжены и враждебны. Проходят дни, и Вавилова начинает любить простые радости семейной жизни, а ее грубый военный образ становится добрым и человечным. Когда она рожает, она не в состоянии ухаживать за ребенком и возвращается на фронт. В сюрреалистической сцене у Вавиловой возникает кошмарное предчувствие Холокоста, видение группы евреев, включая всех членов принимающей ее семьи, отправленных в лагерь смерти.

Кадр из фильма "Комиссар"
Кадр из фильма «Комиссар»

В период перестройки Нонна Мордюкова снялась в ряде ролей второго плана в нескольких комедийно-драматических фильмах. Точно так же она была очень заметна на протяжении 1990-х годов, сыграв второстепенные роли в некоторых самых популярных российских фильмах, таких как «Луна-парк» Павла Лунгина (1992) и «Ширли-мырли» Владимира Меньшова (1995).

Рекомендуем:  MC Hammer: Как первый американский рэпер прошел путь от богатства до банкротства

В 1999 году она сыграла главную роль в фильме «Мама» (1999), режиссер Денис Евстигнеев (сын известного актера Евгения Евстигнеева). «Мама», семейная сага, в которой она сыграла символическую роль матери четырех сыновей, чьи усилия сохранить семью обречены, поскольку они разбросаны по всей советской империи. Критики отметили возвращение Мордюковой в центр внимания, назвав ее «священным русским кинозавром».

После этого актриса отказалась сниматься, так как это был возраст, когда ей предлагали роли только старых дам. Выйдя на пенсию, Мордюкова вела затворническую жизнь в московской квартире, подаренной ей правительством. Однако, несмотря на огромную славу, включая звание народной артистки СССР, она часто жаловалась на тяжелое материальное положение.

Ее сын Владимир Тихонов, с которым она снялась в трех фильмах, умер от передозировки наркотиков в 1990 году.

Нонна Мордюкова в одном фильме с сыном Владимиром Тихоновым
Нонна Мордюкова в одном фильме с сыном Владимиром Тихоновым

Российские киноманы и критики называют Нонну Мордюкову одной из лучших актрис 20 века. За более чем пятьдесят лет работы в кино она сыграла в десятках фильмов, где выступала в основном в роли простых русских женщин.

Нонна Мордюкова входит в десятку лучших актрис 20 века по версии Британской киноэнциклопедии «Who is who».

В ноябре 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Мордюковой орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

В 1992 году именем Нонны Мордюковой была названа одна из малых планет Солнечной системы.

Ноябрина Викторовна «Нонна» Мордюкова; родилась 25 ноября 1925 года; умерла 6 июля 2008 года…

Оценить запись
Поделиться
Добавить комментарий