Почему японский бомбардировщик Nakajima G8N «Renzan» никогда не участвовал во Второй мировой войне

Если сравнивать с аналогичными бомбардировщиками союзников того времени, Nakajima G8N «Renzan» — тяжёлый бомбардировщик Императорского флота Японии был грозным самолетом. Так почему же он не участвовал во Второй мировой войне?

Nakajima G8N Renzan
Nakajima G8N Renzan

Учитывая обширность Тихоокеанского театра военных действий во время Второй мировой войны, несколько иронично, что четырехмоторный дальний стратегический бомбардировщик бросается в глаза своим почти полным отсутствием на вооружении Японии. Более того, в то время как ВВС японской армии довольствовались двухмоторными средними бомбардировщиками, именно военно-морские силы были одержимы разработкой многомоторных ударных самолетов дальнего действия. Это было связано с тем, что японская военно-морская стратегия основывалась на предпосылке, что по мере того, как более многочисленный американский флот будет прокладывать себе путь через Тихий океан, его силы будут систематически сокращаться в результате серии торпедных атак японских подводных лодок, эсминцев и дальних ударных самолетов.

Mitsubishi G3M и G4M поначалу успешно справлялись с этой ролью, что особенно ярко проявилось, когда они потопили британский линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Репульс» у берегов Малайи 10 декабря 1941 года. Тем не менее, Императорский флот Японии хотел иметь еще более крупный, лучше вооруженный и более дальнобойный самолет. Хотя японская авиационная промышленность не имела опыта проектирования четырехмоторных самолетов, в 1939 году ей представилась возможность приобрести для анализа самый современный образец иностранной постройки.

Американский прототип японского бомбардировщика

Первой попыткой Японии создать четырехмоторный бомбардировщик был тяжеловесный и маломощный G5N Shinzan, который базировался на Douglas DC-4E
Первой попыткой Японии создать четырехмоторный бомбардировщик был тяжеловесный и маломощный G5N Shinzan, который базировался на Douglas DC-4E

Впервые поднятый в воздух в 1938 году в качестве прототипа четырехмоторного трансконтинентального авиалайнера, Douglas DC-4E был отвергнут американскими перевозчиками, поскольку они посчитали его слишком тяжелым, маломощным и дорогим. Поэтому компания Douglas Aircraft воспользовалась возможностью окупить часть затрат на разработку DC-4E, продав прототип японцам, якобы для коммерческого использования. Однако, попав в Японию, самолет был передан инженерам компании Nakajima Aircraft Company для изучения конструкции и конструктивных деталей в качестве основы для дальнего морского бомбардировщика.

Рекомендуем:  Возможно сон стал причиной поражения Гитлера во Второй мировой войне

В результате был создан G5N Shinzan. Впервые поднявшийся в воздух 8 апреля 1941 года, G5N имел длину 31 метр и размах крыльев 42 метра. Он весил 20 тонн пустым и имел максимальный взлетный вес в 32 тонны. Как только воздушная разведка союзников узнала о его существовании, самолету было присвоено кодовое имя Liz. Хотя крылья и трехколесное шасси G5N напоминали крылья DC-4E, его фюзеляж и хвост были совершенно другими. Однако вместе с крыльями и шасси Shinzan унаследовал нежелательные характеристики DC-4E — избыточный вес и недостаточную мощность. Четыре 14-цилиндровых двигателя Nakajima Mamori, якобы способные развивать мощность 1870 л.с. каждый, в конечном итоге оказались недостаточными и ненадежными. В результате было построено всего шесть прототипов Shinzan. Как и огромный прототип бомбардировщика Boeing XB-15, созданный Авиационным корпусом армии США, G5N были использованы в качестве дальних транспортных самолетов.

Несмотря на неудачу G5N, в 1943 году IJN выпустила пересмотренную спецификацию на дальний четырехмоторный ударный самолет. К тому времени Япония получила доступ к более современным американским бомбардировщикам. Известно, что по крайней мере три Boeing B-17 Flying Fortress были захвачены на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии в 1942 году, затем отремонтированы и испытаны в Японии. Новая спецификация предусматривала скорость 600 километров в час, бомбовую нагрузку 3 с половиной тонны и дальность полета 7 с половиной тысячи километров.

Рекомендуем:  Леонид Быков. Как ДТП оборвало жизнь "Маэстро"

Первый полет

Японцы впервые подняли в воздух свой новый бомбардировщик 23 октября 1944 года, после всего лишь 18 месяцев разработки. Названный G8N Renzan (Горный хребет), самолет получил от союзников кодовое название Rita. G8N имел длину 23 метра и размах крыльев 32 метра — заметно меньше своего предшественника и, при весе 17 тонн в незагруженном состоянии, почти на 3 тонны легче. Однако в полностью загруженном состоянии максимальный взлетный вес G8N составлял почти 37 тонн, что немного тяжелее, чем у полностью загруженного G5N. G8N оснащался четырьмя 18-цилиндровыми радиальными двигателями Nakajima Homare мощностью 2 000 л.с. с турбонаддувом, которые обеспечивали примерно на 25% больше мощности, чем Mamoris на G5N, что позволяло ему летать с гораздо более высокой скоростью и более редким техобслуживанием. «Renzan» также мог похвастаться дальностью полета в 7200 километров, что почти на 3000 километров больше, чем у G5N.

Еще одной областью, в которой G8N значительно превосходил более ранний G5N, было его оборонительное вооружение. На Shinzan были установлены две 20-мм пушки и четыре 7,7-мм пулемета, причем только одна из пушек была установлена в турели с механическим приводом. Renzan, напротив, имел шесть 20-мм пушек в приводных спинной, брюшной и хвостовой турелях; два 13-мм пулемета в приводной носовой турели; и два 13-мм пулемета в гибких поясных креплениях. Возможно, не случайно его оборонительное расположение напоминало B-17, хотя среднекрылый G8N никоим образом не был копией низколетящего американского бомбардировщика.

После войны на заводе Накадзимы в Коидзуми стоит "Renzan" со снятыми пропеллерами
После войны на заводе Накадзимы в Коидзуми стоит «Renzan» со снятыми пропеллерами

Если сравнивать с аналогичными бомбардировщиками союзников, состоявшими на вооружении в то время, «Рензан» действительно был грозным самолетом. Однако к концу 1944 года ход войны радикально изменился. Япония находилась в обороне, и IJN больше не нуждалась в больших морских ударных самолетах дальнего действия или стратегических бомбардировщиках. Более того, легких сплавов, необходимых для производства таких самолетов, стало не хватать, и оставшиеся ресурсы были направлены в основном на производство оборонительных истребителей. Производство G8N было еще более затруднено бомбардировками японской промышленности, которые совершали самолеты Boeing B-29 с Марианских островов.

Рекомендуем:  Как Джордж Баланчин создал Нью-Йоркский городской балет

В результате всех этих факторов к концу войны было построено всего четыре бомбардировщика «Renzan», и ни один из них так и не был использован в боевых условиях. Один G8N был уничтожен на земле во время воздушной атаки союзников, но один из уцелевших прототипов был доставлен в США для оценки после войны. Хотя армейские ВВС нашли недостатки в ряде деталей, это были незначительные недоработки, которые могли возникнуть на любом прототипе и со временем были бы устранены. В целом, Военно-воздушные силы США, похоже, были впечатлены G8N. К сожалению для потомков, после того, как ВВС закончили испытания G8N, эта rara avis (редкая птица) среди японских военных самолетов была бесцеремонно списана.

Оценить запись
Поделиться
Добавить комментарий