Понтий Пилат: кем он был до и после распятия Иисуса Христа?

На картине Антонио Сисери "Ecce Homo" ("Узри человека") Понтий Пилат показывает Иисуса толпе, которая хочет его распять
На картине Антонио Сисери «Ecce Homo» («Узри человека») Понтий Пилат показывает Иисуса толпе, которая хочет его распять

На пике своего развития Римская империя включала 40 провинций, охватывавших большую часть Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, однако историки очень мало знают о людях, поставленных управлять этими римскими форпостами. Понтий Пилат — одно из исключений.

Пилат в течение 10 лет был губернатором или «префектом» Иудеи, с 26 по 36 год до н.э., и его имя увековечено в Новом Завете как человека, который руководил судом и распятием Иисуса. Однако Библия — не единственный древний источник информации о Пилате. Такие историки, как Иосиф и Филон Александрийский, дополняют портрет Пилата как неподготовленного и вспыльчивого правителя проблемной провинции.

Создается впечатление, что Пилат не понимал сложности провинции и настроения людей, которыми он управлял.

Откуда же взялся Пилат?

Мы мало знаем о жизни Пилата до его назначения в Иудею, но кое-что можно понять по его титулу «префект» или praefectus на латыни, что означает «тот, кто стоит впереди».

Префект — это военный титул. Иудея находилась под прямым римским правлением всего 20 лет, когда туда прибыл Пилат, так что это была еще и военная должность. Его обязанность была в том, чтобы подавлять местных жителей и поддерживать закон и порядок.

Префекты, подобные Пилату, происходили из знатных семей второго эшелона и их выбирали за их способности на поле боя. Фамилии Пилата — Понтий и Пилатус — могли быть связаны с регионом, из которого происходила семья — возможно, Понтийское царство на южном побережье Черного моря — или с метателями копья, поскольку pilatus означает «копье». У Пилата могло быть и первое имя, например, Маркус или Гай, но оно утеряно для истории.

Будучи военным, Понтий Пилат имел ограниченный опыт и подготовку в области дипломатии или управления, на что римские власти могли закрыть глаза. Иудея была не сильно важным форпостом.

Пилат находился в Иудее, заботясь о национальной безопасности, а повседневное управление он оставил первосвященникам в Иерусалиме. В основном он просто следил за тем, чтобы не было бунтов.

Понтий Пилат — пешка?

О суде над Иисусом с небольшими вариациями рассказывается во всех четырех Евангелиях Нового Завета: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелия рисуют четкую картину Пилата как слабого правителя, которого иудейские власти вынудили осудить невиновного человека на медленную и мучительную смерть.

Рекомендуем:  Битва за Москву. Почему провалилась немецкая операция "Тайфун"

«Я не нахожу в этом человеке ничего дурного!» говорит Пилат разъяренной толпе в Евангелии от Луки. А в Евангелии от Иоанна Понтий Пилат отчаянно пытается не вмешиваться и говорит Каиафе, первосвященнику иудейского храма, «взять (Иисуса) и судить его по своему закону».

Когда иудейские вожди отказываются, говоря Пилату, что у них нет полномочий казнить Иисуса, Пилат говорит толпе, что они могут освободить одного из двух заключенных — невинного Иисуса или убийцу Варавву. Толпа ревет: «Варавва!» и настаивает, чтобы Пилат распял Иисуса за то, что он провозгласил себя «Царем Иудейским». Считая, что он снял с себя вину, Пилат приказывает казнить Иисуса.

На этой картине 1650 года Пилат изображен буквально умывающим руки от ответственности. В Евангелии от Матфея говорится, что Пилат умыл руки перед толпой и сказал: "Я невиновен в крови этого праведника (Иисуса)"
На этой картине 1650 года Пилат изображен буквально умывающим руки от ответственности. В Евангелии от Матфея говорится, что Пилат умыл руки перед толпой и сказал: «Я невиновен в крови этого праведника (Иисуса)»

Вообще Понтий Пилат изображен в Библии — далеко не самым лучшим римским правителем. Даже если он боялся беспорядков и хотел «утихомирить толпу», как говорится в Евангелии от Марка, он имел полное право отказаться от сфабрикованных обвинений против Иисуса. Правда в том, что историки понятия не имеют, что на самом деле произошло на суде над Иисусом (если таковой был), и вынуждены полагаться на евангельские рассказы, которые имеют свои собственные предубеждения.

Главное, что хотели показать авторы Евангелий, это то, что Иисус невиновен и что его распятие было результатом давления иудеев и довольно безвольного губернатора, который хотел избавиться от этого дела.

Понтий Пилат святой?

Книги Нового Завета не являются последним словом о Пилате. Существует ряд раннехристианских сочинений, которые не вошли в Библию (так называемые «апокрифы»), но были широко распространены в первые века христианства. Некоторые из них представляют более позитивный взгляд на Пилата, а некоторые даже изображают его как истинно верующего.

«Евангелие от Никодима», написанное, вероятно, в четвертом веке до нашей эры, представлено как рассказ очевидца суда над Иисусом Никодима, фарисея, симпатизирующего Иисусу и его последователям. В тексте описывается, как римские знаменосцы склоняются перед Иисусом, когда его ведут на суд, а Пилат гневается на иудейские власти за то, что они заставили его распять «праведника».

Иисус предстает перед Пилатом
Иисус предстает перед Пилотом

Более поздние тексты, известные как «Письма Ирода и Пилата», якобы являются реальной перепиской между Пилатом и Иродом Антипой, царем Галилеи, о суде над Иисусом. В письме Пилата его и его жену посещает воскресший Иисус, которого они признают Сыном Божьим и просят прощения за свои грехи.

Рекомендуем:  Трагическая судьба первого сына Есенина

И хотя эти тексты сильно далеки от всего, что может быть историческим, они представляют Пилата как раскаявшегося грешника, который в конце концов принял Иисуса как своего Спасителя. В некоторых христианских традициях, включая эфиопскую церковь, Пилат и его жена Прокла даже достигли святости.

Понтий Пилат — суровый правитель?

Филон Александрийский был еврейско-римским историком, который жил в Египте в то же время, когда Пилат был правителем Сирии. Его труды — это самое близкое к современному историческое свидетельство о пребывании Пилата в Иудее (даже Евангелия были написаны десятилетия спустя), но у Филона были свои проблемы с Пилатом.

Филон ненавидел Пилата. У него нет ни одного доброго слова про него. Филон говорит, что Пилат был тщеславным, жестоким и упрямым, и что он предавал людей смерти без суда.

Основной претензией Филона к Пилату было то, что он привез в Иерусалим позолоченные щиты, называемые «штандартами», которые оскорбляли иудейские власти и священников Храма. Когда еврейские лидеры выразили протест, Понтий Пилат отказался убрать штандарты. По словам Филона, потребовалось резкое письмо от самого императора Тиберия, чтобы убедить Пилата убрать штандарты.

Иосиф — еще один еврейско-римский историк, родившийся вскоре после пребывания Пилата в Иудее. Иосиф известен тем, что является единственным небиблейским древним источником, в котором упоминается Иисус, хотя его краткий рассказ был «явно переработан христианскими редакторами», и его следует воспринимать с долей скептицизма.

Что касается Понтия Пилата, то Иосиф рассказывает нам о другой стычке с иудейскими властями, когда Пилат снова попытался выставить несколько бюстов императора в Иерусалиме. Когда толпа протестующих иудеев собралась у штаб-квартиры Пилата в прибрежном городе Кесария, Пилат приказал своим солдатам окружить их. По словам Иосифа, иудеи «поразили» Пилата своей готовностью скорее умереть, чем вынести оскорбление, поэтому Пилат смирился и убрал статуи.

Рекомендуем:  Одно из последних покушений на Гитлера. Операция «Валькирия». Почему она провалилась

В другом случае он приказал построить акведук на священные средства из сокровищницы иудейского храма. Когда люди стали протестовать, Понтий Пилат приказал солдатам идти среди толпы под видом гражданских лиц с дубинками под плащом, которыми они избивали протестующих, многих до смерти.

На этой иллюстрации показано одно из более поздних деяний Пилата: он приказал отряду солдат вооружиться дубинками и избивать протестующих евреев
На этой иллюстрации показано одно из более поздних деяний Пилата: он приказал отряду солдат вооружиться дубинками и избивать протестующих евреев

Куда отправился Понтий Пилат после Иудеи?

Последнее известие о Пилате, которое принадлежит перу Иосифа связано с очередным спором о человеке, объявившем себя Мессией.

В 36 году до н.э. один самаритянин объявил, что он является реинкарнацией Моисея, и повел группу последователей в поход на гору Геризим, где пророчествовал, что им будут явлены великие чудеса, в том числе священные сосуды, зарытые там Моисеем. До Пилата дошли слухи, что эти люди планируют вооруженное восстание.

Все они начинают подниматься на гору, но Пилат решает, что лучше всего пресечь это в зародыше. Поэтому он посылает кавалерию, они убивают множество людей, казнят лидеров, и на этом восстание заканчивается.

Самаритяне пожаловались на жестокость Пилата легату Сирии, римскому губернатору более высокого ранга, который приказал Пилату вернуться в Рим и изложить свои доводы непосредственно императору Тиберию. Но прежде чем Понтий Пилат добрался до Рима, говорит Иосиф, Тиберий умер, и его сменил Калигула. Осталось неизвестно, было ли слушание дела Пилата неудачным, и его сняли с должности, или же он просто сам решил уйти в отставку.

К тому моменту Пилат находился в Иудее уже 10 лет. Когда он возвращается в Рим, больше ничего не известно о его дальнейшей судьбе, кроме неканонических историй и легенд, в которых он упоминается.

Согласно одной из таких легенд, Понтий Пилат был изгнан из Рима и в итоге умер в Вене, Австрия, где, как считалось, каждую Пасху он появлялся из местного озера в пурпурных одеждах, и каждый, кто видел его, умирал в течение года. Согласно другой легенде, его последнее пристанище находится на горе Пилатус близ Люцерна, Швейцария, где его злой дух, как говорят, несет ответственность за ненастную погоду.

Оценить запись
Поделиться
Добавить комментарий