Мао Цзэдун бесспорно был диктатором, ответственным за гибель десятков миллионов людей — и все же миллионы китайцев по-прежнему стекаются в Пекин, чтобы посетить его могилу, а миллиарды ежегодно отмечают день его рождения.
Мао был провидцем, поэтом, ученым, а для некоторых и полубогом, который благодаря своей воле и мудрости превратил Китай из бедной страны в одну из мировых сверхдержав. Тем не менее, его постоянно ставят в один ряд с деспотами 20-го века — безумцами, убийцами — такими как Иосиф Сталин и Адольф Гитлер.
Мао Цзэдун вдохновлял угнетенных на то, чтобы взять под контроль своих угнетателей. Однако большую часть своей жизни он боролся за сохранение своей власти и власти Коммунистической партии Китая любой ценой.
«Те, кто пережил самые жестокие злоупотребления Мао, презирают его память», — написал историк Джонатан Спенс в книге «Мао Цзэдун: Жизнь», биографии человека, который основал Китайскую Народную Республику в 1949 году и правил страной до своей смерти в 1976 году. «Те, кто выиграл от его политики, по-прежнему почитают его или, по крайней мере, вспоминают о силах, которые он породил, с неким изумленным благоговением».
История в сознании многих людей стерта, о ней не говорят, не упоминают. И молодые люди, считают Мао национальным героем, потому что Мао Цзэдун выступал против Соединенных Штатов, Советского Союза… любой сверхдержавы он не боялся.
Становление Мао Цзэдуна
Мао родился в 1893 году и, будучи молодым человеком, попал под влияние революции 1911 года, которая свергла последнюю императорскую династию Китая. Позже он стал одним из основателей Коммунистической партии Китая (КПК) и ее председателем. (Он был и остается известным во всем мире как «председатель Мао»).
Он руководил боями внутри Китая и отбивался от агрессии японцев, а в 1949 году переиграл Национальное правительство Китайской Республики в гражданской войне, вынудив его фракцию бежать на Тайвань. В октябре 1949 года он официально основал Китайскую Народную Республику, тогда и сейчас контролируемую КПК.
Некоторые считали Мао интеллектуалом, поэтом, изучавшим историю и литературу Китая. Он был опытным военным тактиком и умным политиком, погруженным в идеологию марксизма-ленинизма.
За несколько лет до образования современного Китая, в памятной речи перед членами КПК, Мао Цзэдун говорил о самом благородном принципе своей партии — «служить народу». Из его речи:
«Если у нас есть недостатки, мы не боимся, что на них укажут и раскритикуют, потому что мы служим народу… Если это в интересах народа мы будем упорно делать то, что правильно, и исправлять то, что неправильно и наши ряды будут непременно процветать».
Этот лозунг и сегодня остается своего рода доктриной коммунистической партии. Но история показала, что Китай при Мао не смог сдержать это обещание.
Его противоречивое правление
Укрепив свою власть и покорив народ, отобрав землю у богатых и отдав ее рабочим, Мао попытался продвинуть Китай в XX век, разработав два важных плана. Оба плана потерпели катастрофу.
«Великий скачок вперёд» был направлен на то, чтобы использовать крестьян в сельской местности для начала экономической революции путем увеличения производства зерна. В то же время КПК призвала крестьян в новообразованных коммунах и городских кварталах сделать первые шаги к индустриализации, ковать сталь путем строительства и использования дворовых доменных печей.
Многие крестьяне занялись производством стали, которое не оказалось экономически выгодным. Кроме того, из-за ряда других факторов производство зерна упало, и его не хватало для растущего населения. Результатом стал голод невообразимой жестокости; «Великий скачок вперед» стал причиной смерти десятков миллионов китайцев — возможно, до 45 миллионов — с момента его начала в 1958 году до наступления 1960-х годов. Несколько миллионов из этого числа были казнены за различные преступления против партии.
«Лучше позволить половине людей умереть», — сказал Мао Цзэдун на секретном совещании в Шанхае в марте 1959 года, — «чтобы другая половина могла наесться досыта».
Провал «Большого скачка вперед» позволил некоторым другим влиятельным людям в КПК вырвать у Мао контроль над некоторыми аспектами управления, по крайней мере, на короткое время. Но в 1966 году Мао запустил еще одну смертоносную программу, обреченную на провал.
«Великая пролетарская культурная революция», или просто «Культурная революция», была призвана устранить последствия «Великого скачка вперед», избавить КПК и страну от тех людей, которые не соглашались с его видением, и двигаться вперед к более сильному Китаю. У Мао был простой план: Он призвал к восстанию против партии, чтобы очистить страну от элементов, которые противоречили его образу мышления.
Миллионы людей были изгнаны из своих домов, избиты, подвергнуты пыткам или брошены в тюрьму. Многие миллионы были убиты по всей стране. Еще многие тысячи покончили жизнь самоубийством.
Вооруженные студенты — «Красная гвардия» — сражались друг с другом и убивали тех, кого считали врагами Мао и коммунизма. Они уничтожали исторические артефакты, которые символизировали «старый» Китай. Библиотеки были закрыты. Книги сжигались.
Мао стал выше закона. В этом смысле он был похож на диктатора. Он также стремился контролировать методы управления сознанием людей, промывать им мозги через страх, через запугивание, через силу. Он видел себя спасителем нации и ее народа.
«Культурная революция» ввергла всю страну в экономический и социальный хаос. К ее окончанию, в 1969 году, в результате восстания погибло не менее 500 000 китайцев, а может быть, и до 8 миллионов.
«Культурная революция» и «Великий скачок вперед» остаются несмываемыми пятнами на правлении Мао Цзэдуна. Десятки миллионов людей были убиты и умерли от голода во имя коммунизма.
Наследие Мао сегодня
После смерти Мао в 1976 году партийные лидеры старательно указывали на «ошибки», которые он совершил в ходе «Великого скачка вперед» и «Культурной революции». Однако Мао — во многом благодаря его участию в войне против Японии и гражданской войне в Китае, в результате которой была создана Китайская Народная Республика, — по-прежнему почитается миллионами китайцев и даже среди партийного руководства.
На площади Тяньаньмэнь в Пекине до сих пор висит огромный портрет Мао. Его «Маленькая красная книга» — официально «Цитаты председателя Мао Цзэдуна» — остается обязательным чтением в школах. О нем поют песни, пишут стихи. Каждый год в день его рождения (26 декабря) тысячи и тысячи людей в его родном городе едят лапшу — символ долголетия в Китае — во время ритуального празднования.
Сейчас Китай сильно изменился: экономика, граничащая с капитализмом, инвестиции из-за пределов страны, положение в мире, требующее более пристального изучения, а иногда и осуждения его политической и социальной структуры.
Многие идеалистически настроенные китайцы тоскуют по более простым временам, какими они были при Мао.В частных беседах люди жалуются на коррупцию, на моральный упадок, они тоскуют по Мао Цзэдуну. В те времена они были бедны, но люди были добры друг к другу. Сейчас люди заботятся только о деньгах.